^gilno.ru

foto1 foto2 foto3 foto4 foto5


Get Adobe Flash player

Прогноз погоды

влажность:

давление:

ветер:

влажность:

давление:

ветер:

влажность:

давление:

ветер:

влажность:

давление:

ветер:

Программа ТВ

Аквариум

Говорящие часы

    Yakam2       Вдали от своего Отечества… 

Автор    Н. Дабачхаджиев

 

          Процесс  переселения   народов  Северного Кавказа,  начиная с 1858 года,  продолжался вплоть до Октябрьской социалистической революции. Из  данных французских исследователей А.Убичини, де Куртелье и турецкого историка Исмаила Беркока, число переселенцев в 1866 году составляло миллион человек.  В кулуарах царской власти строились планы для переселения части населения в Турцию. Главным организатором по указке сверху выступал начальник чеченского округа  генерал Муса Кундухов и его сподвижники из лиц чеченской национальности. Исполнителями проведения царской политики  были и в горской среде, которые, оправдывая свое существование под крылом царской власти, всячески подстрекали свой народ под  процесс переселения. Рисуя  самые мрачные картины проживания под пятой Российской власти,   расписывали все прелести жизни в Турции, где главенствует ислам. Из разных источников известно, что с 1859 по 1913 годы трижды происходило массовое выселение  северокавказцев с родных мест.                                                                                                                                                             

        Основная масса переселенцев приходится  на 1859 -1865 годы. Тяжелая жизнь, потери пахотных земель и пастбищных угодий,  располагающихся в равнинной и предгорной части, поставило горцев в затруднительное положение, и многие семьи сделали свой трагический  выбор, решившись покинуть родину. Узнававшие о событиях на Кавказе лишь из донесений входящих документов, чиновники разных уровней, сидящие в теплых кабинетах, обещая казенную помощь,  тоже подогревали процесс  переселения. В планах царизма под  методом переселения скрывалась программа  численного сокращения жителей северокавказских народов,  проявлявших  упорное сопротивление царской власти. Остающуюся часть населения намеревалось с горной местности переселить на плоскостные земли, где легче ими управлять.    

        Турецкое правительство, учитывая, что северокавказцы врожденные воины, желало пополнить свои войска. Из 22491 карабулакцев, чеченцев и ингушей,  переселившихся в Турцию в 1865 году, через шесть лет в живых осталось всего 10.000. Из них в течение двадцати лет вернулось на Родину 5857 человек.

                                                                                                                   

        Предполагалось отправлять новые массы чеченцев, но в связи с тем, что турки отказались принять их в виду возникавших  хлопот с предыдущими массами,  переселение приостановилось. Переселившиеся поняв, что их обманули, обещав обеспеченную жизнь,  ринулись назад на Родину. Но их уже назад не пускали на русской  границе. Они готовы были на все, лишь бы разрешили вернуться, но их просьбы не удовлетворялись. Царские кавалерийские  части с одной стороны русской границы и турецкие - со своей  стороны окружили переселенцев и потребовали вернуться на отведенные места.  Почти  месяц  простояли горцы, надеясь, что им пойдут навстречу,  но все было тщетно.  Противостояние у границы не могло долго продолжаться - власти запретили   местному населению продавать  продукты питания переселенцам, в связи, с чем наступил голод. Горцы заявили, что они скорее умрут, чем вернуться в Турцию. 2 ноября утром шесть рот турецкой пехоты с двумя орудиями и 500 башибузуками  обстреляли лагерь переселенцев  с ближайшей высотки. Начальник Терской области генерал – адъютант М.Т. Лорис - Меликов  подтверждал: что среди просившихся домой, нет «лиц  штрафованных и дурного поведения». Но все просьбы были безуспешны. Желание вернуться не ослабевало с годами и передавалось потомкам переселенцев, которых  судьба разбросала целыми семьями  по всему арабскому миру.                                                                                                                                                                                        

          На тяжелом пути выживания эти люди нашли в себе мужество  остаться людьми, вырастить достойных детей - продолжателей рода чеченского, вдали от родины сохранили свой язык, культуру традиции и свою историю.

           Во втором томе  трилогии «Исповедь чеченца» Абдулла Киндаров пишет об участии в 1989 году Чечено  – Ингушской АССР во Всемирной торговой выставке – ярмарке. В главе «Поездка в Сирию и Иорданию» говорится о теплой встрече  «на древней  арабской земле, принявшей, сто двадцать пять лет назад первых чеченских мухаджиров, их потомки, обретшие здесь новую родину, принимали своих соплеменников  из  неведомого  далекого   Отечества». На иорданской стороне  делегацию встретила большая группа людей со стариками в центре. В одном из них Абдулла Киндаров узнал шейха Абдул – Баки Джамо. Когда стихли волнения и музыка, Абдул – Баки обратился  к гостям с приветственным  словом на чеченском языке. «Приезжие и местные вайнахи подолгу, не стесняясь, слез, держали друг друга в объятиях, гладили головы, лица, руки».  

         Вспоминая о своей поездке, Абдулла Гарсиевич  доводит до читателя, что среди чеченцев Иордании много выдающихся личностей и знаменитых людей, которые внесли не малый вклад в обеспечение независимости и суверенитета страны в военном, политическом, экономическом и культурном строительстве. Один  из  них – Абдул – Баки Джамо, являвшийся депутатом парламента  и министром  Королевства. Особенно много чеченцев среди военных.   Генерал  Ахмад  Шашани, которого все называют Якам, в свои неполные тридцать пять лет стал генерал – лейтенантом.   Как подчеркивает Абдулла Гарсиевич …  единственным человеком в стране, удостоенным дважды звания Героя  Иордании. Второй раз король Хусейн 1 объявил его героем за достигнутую операцию по освобождению Аммана  от палестинцев, захвативших город после того, как в 1967 году  они, потерпев сокрушительное  поражение в войне с Израилем, вынужденно отступили  в Иорданию.    

           Ахмад  Арслан Аладин  выходец  из потомков  села Гиляны, родился в 1941 году. Его в народе  любовно зовут Якамом. Он высокообразованный человек, знает чеченский, арабский, английский и частично турецкий языки. Любит спорт и сам спортсмен в области военной  спортивной науки. Отличный семьянин,отец шестерых детей.

         Иорданские чеченцы гордятся своим рыцарем, его немеркнущими ратными подвигами. Командир дивизии, десантник, он имеет самые высокие награды Иорданского Хашимитского Королевства. Якам – человек высокого  долга и благородных чувств. Соотечественники знают его как отважного, несгибаемого, скромного и отзывчивого человека. В его груди бьется такое же, как у всех храбрых рыцарей, любящее жизнь и Родину, сердце. Потомки  Алавди- Харукх, Ахмад(Якам), Мурад, Сайдэми,Илес , Лейла и Фатима  достойные продолжатели рода человеческого: потомки выходцев из горного Нажай-Юртовского района села Гиляны.  Димай- двоюродный брат Якама, названный в память Умара Димаева - посол в Японии, дочь Рима - посол в Австралии, один сын Алаудин - служащий администрации, младший сын недавно окончил университет. Брат Мурад  проработал в посольстве ООН с десяток лет. Каждый из членов семьи  Якама имеет свою достойную  биографию, и мы гилянинцы  гордимся своими соотечественниками и помним их. 

      Во время подготовки материала для этой книги я неожиданно получил известие от брата Ахмада  Арслана  Мурада, что Ахмад едет в Чечню со своими сыновьями погостить на несколько дней. Я поставил в известность главу сельской администрации села Гиляны  Висали Бачарова, который очень обрадовался этому известию. В день ожидаемого приезда  я,  Висради Анасов  Хусайн  Мукаев  и с другие приготовились поехать в аэропорт. Но вылет Ахмада задержался. Не зная точного времени прилета, мы не смогли встретить его в аэропорту, но вместо  нас  его встретили  другие которые тоже ожидали его приезда.   Узнав прибытии Ахмада, я позвонил Хусайну Мукаеву  у которого с Ахмадом были очень хорошие отношения   еще в бытность его   представителем от Чеченсой Республики в Иордании. Хусайн привез Ахмада Арслана и его сыновей   к себе домой в Аргун. Он пригласил много  друзей,  в том числе  меня   Бурчаева Султана,   Джунида,  достопочтенного старца,  проживающего в Аргуне, выходца из  селения Гилна. Надо должное отдать супруге  Хусайна  Заре. Благодаря ее стараниям  стол ломился от   всевозможных блюд и фруктов,  в завершение  питьем ароматного чая с высокогорным  медом из Шатоевского района.                                                                                                                                                               

        Сфотографировавшись все вместе и совершив обеденный намаз в Аргунской мечети напротив дома Хусайна, мы тепло расспрошались с  этим удивительным  человеком, дважды героем страны, приютившей его предков. Уже в годах и слабый здоровьем, он нашел в себе силы еще раз увидеть воочию землю отцов.

 

                                                                                                                      Н. Дабачхаджиев        

 

 

Vinaora Nivo Slider 3.xVinaora Nivo Slider 3.xVinaora Nivo Slider 3.xVinaora Nivo Slider 3.xVinaora Nivo Slider 3.xVinaora Nivo Slider 3.xVinaora Nivo Slider 3.xVinaora Nivo Slider 3.xVinaora Nivo Slider 3.xVinaora Nivo Slider 3.xVinaora Nivo Slider 3.xVinaora Nivo Slider 3.x

Фазы Луны на RedDay.ru (Грозный)