^gilno.ru

foto1 foto2 foto3 foto4 foto5


Get Adobe Flash player

Прогноз погоды

влажность:

давление:

ветер:

влажность:

давление:

ветер:

влажность:

давление:

ветер:

влажность:

давление:

ветер:

Программа ТВ

Аквариум

Говорящие часы

На базаре… музыка звучала

Автором данной картины является Ахмад Мидиев – самобытный художник из села Комсомольского Гудермесского района. Он кистью и красками на основе рассказа своего отца Магомеда запечатлел на холсте случай, который произошел на базарной площади г.Караганды в далеком 1946 году…

…Это было тяжелое время для чеченцев. Свирепствовал голод. В воскресный день 15-летний Магомед в поисках куска хлеба заглянул на местный рынок и увидел, что внимание многих людей привлекал к себе небольшой зоопарк. Перед оградой стоял человек, имеющий отношение к предстоящему представлению диких животных, и анонсировал все, что было приготовлено для показа. Люди неохотно брали билеты, и это было понятно: с деньгами у всех были большие проблемы. Но хозяин зоопарка не отчаивался – предлагал всевозможные варианты рекламы видов экзотической фауны. Рядом с ним на столе лежал патефон, который был подключен к громкоговорителю, что висел на столбе. Звучали песни на русском и казахском языках - пластинка за пластинкой. 

И вдруг до слуха Магомеда долетели аккорды знакомой песни на чеченском языке… Он приблизился к столу с патефоном и не мог оторвать взгляда от крутящегося диска. Вокруг стало заметно оживленнее – стали подтягиваться чеченцы и ингуши, и видно было, как яснелись их лица, появились улыбки, а некоторые не могли сдержать слез… Многим было непонятно, как этот крутящийся механизм извлекал из себя песню о любви молодого человека к девушке по имени Айза. Магомед запомнил эти строки на всю жизнь, как и великолепную игру гармониста Умара Димаева.

…Хазачу аренца хаза мох хьоькху,

Лекхачу ламанца шовданаш дог1у.

Айза, хьоь баханчу безамо кийрахь

Дог деттадолуьйту…

Поселения чеченцев

1860-1900гг. Кавказский край в начале ХХ века официально причислялся к Азиатской России. Такая идентификация была вызвана, прежде всего, религиозно-психологическими мотивами, ведь большинство коренных жителей Кавказа исповедовало ислам. В советский период Кавказ определялся как пограничная зона и официальной границей между Европой и Азией признавался Главный Кавказский хребет. Таким образом, в царской России Чечня относилась к Азии, а в советском государстве являлась частью Европы, так как располагалась в Предкавказье.

Географическое положение чеченской территории во многом определило и отношение к ней соседних государств. Чечня являлась для России тем же, чем было Российское государство для Европы – буфером, пограничной зоной между разными мирами, местом, где соединились разные культуры, в силу чего народ, проживающий на этих территориях, оказался чрезвычайно стойким, активным и почти непредсказуемым в своих поступках – на взгляд представителей традиционных, устоявшихся систем Запада и Востока.

В силу суверенности своего менталитета и образа существования, русский и чеченский народы были чрезвычайно похожи, что во многом и вызвало их длительное противоборство. В то же время они были крайне «неудобны» в своем образе мышления, как для Европы, так и для Востока, что ярко продемонстрировала эмиграция славян и вайнахов в Турцию и возвращение их на родину. Столкновение этих двух «независимых» народов, стремящихся всегда и во всем идти только своим путем, творить в тех сферах, где, казалось бы, уже давно все «шло по своей колее» – было выгодно остальному миру, чтобы не дать повлиять стихии этих неуправляемых народов воздействовать на давно отлаженный механизм западных и восточных цивилизаций.

Дийцарш, хилларш, лелларш (на чеченском языке)

18 Март 2012

Кху тІехь ас яздина долу цхьадолу хІуманаш хилла дикка хан-зама яьлла, суна цхьадерг дицделла хила а мега, я ма-дарра нийса дІа ца делладелла хила а тарло, цундела цу тІехь сайна бехк ца биллар доьху аса. Нагахь ас билггал нийса доцург аьллехь, я ас хьакъ доцуш цхьанна халахетар динехь, со, цуьнга ла а доьгІна, эшахь, иза сайна къинтІера ваккха кийча а ву.

*  *  *

ГІези хилла цкъа доккха хабар дуьйцуш:

– Со жима стаг волчу хенахь, сан дас суна  дика дин эцнера, кхузткъа етт а белла.

ТІаккха Г1оьрдлара Завламака аьллера боху:

– Сан цхьа дехар дара хьоьга, ГIези, цу кхузткъаннах цхьа ткъе итт етт дІабаккхахьара ахь, хьайн таро елахь.

*  *  *

Нажин-Юьртан районерачу Гилнара вара цхьа хаза дош олуш волу ши стаг – Хасов а, ГІези а.

Хасов хиллера Киргизехь долуш базарахь ахьар оьцуш, духкуш ерг а хиллера нохчийн зуда. Зудчо терза шегахьа дайдина узуш хилла. Оцу гІуллакхах шекваьллачу Хасовс зудчуьнга аьлла:

– Зуда, и терза нийса озахьара ахьа,  – аьлла.

ТІаккха зудчо элира бохура:

Чеченцы

Чеченцы (самоназвание «нохчи»)- один из древнейших народов мира со своим антропологическим типом и самобытной культурой. На Северном Кавказе – это самый крупный этнос (свыше 1 млн. чел.). К чеченцам очень близки по генотипу, культуре и религии их соседи ингуши. Вместе они образуют вайнахский народ, связанный кровным родством, общей исторической судьбой, территориальной, экономической, культурной и языковой общностью.

Вайнахи (чеченцы, ингуши) являются аборигенами Кавказа и говорят на нахском языке, входящим в северо-кавказскую группу иберийско-кавказской семьи языков. Чеченское общество исторически формировалось, как полиэтническое, оно постоянно впитывало в себя различные этнические элементы кочевых и соседских горских народов, об этом свидетельствует не вайнахское происхождение многих чеченских тейпов (родов). 

Чеченцы проживают в основном в Чечне и Ингушетии. Живут также в Дагестане, Ставропольском крае, Волгоградской области, Калмыкии, Астраханской, Саратовской, Тюменской областях, Северной Осетии, Москве, а также в Казахстане, Киргизии, на Украине и др.

Чеченские традиции

"Нохчалла" - чеченский характер
   Это слово не поддается переводу. Но его можно и необходимо объяснить. "Нохчо" значит - чеченец. Понятие "нохчалла" - это все особенности чеченского характера в одном слове. Сюда включен весь спектр моральных, нравственных и этических норм жизни чеченца. Можно также сказать, что это - чеченский "кодекс чести".
  Качества рыцаря, джентльмена, дипломата, мужественного заступника и щедрого, надежного товарища ребенок в традиционной чеченской семье впитывает, как говорится, "с молоком матери". А истоки чеченского "кодекса чести" - в древней истории народа.
  Когда-то, в далекие времена, в суровых условиях гор гость, не принятый в дом, мог замерзнуть, потерять силы от голода и усталости, стать жертвой разбойников или дикого зверя. Закон предков - пригласить в дом, согреть, накормить и предложить ночлег гостю - соблюдается свято. Гостеприимство - это "нохчалла". Дороги и тропинки в горах Чечни узкие, часто змеятся вдоль обрывов и скал. Поскандалив или поспорив можно сорваться в пропасть. Быть вежливым и уступчивым - это "нохчалла". Тяжелые условия горной жизни сделали необходимой взаимопомощь и взаимовыручку, которые тоже - часть "нохчалла". Понятие "нохчалла" несовместимо с "табелью о рангах". Поэтому у чеченцев никогда не было князей и холопов.
  "Нохчалла" - это умение строить свои отношения с людьми, ни в коей мере не демонстрируя своего превосходства, даже будучи в привилегированном положении. Напротив, в такой ситуации следует быть особо учтивым и приветливым, чтобы не задеть ничье самолюбие. Так, сидящий верхом на лошади должен первым поздороваться с пешим. Если же пешеход старше всадника, всадник обязательно должен сойти с коня.

Vinaora Nivo Slider 3.xVinaora Nivo Slider 3.xVinaora Nivo Slider 3.xVinaora Nivo Slider 3.xVinaora Nivo Slider 3.xVinaora Nivo Slider 3.xVinaora Nivo Slider 3.xVinaora Nivo Slider 3.xVinaora Nivo Slider 3.xVinaora Nivo Slider 3.xVinaora Nivo Slider 3.xVinaora Nivo Slider 3.x

Фазы Луны на RedDay.ru (Грозный)